26/11/04 Трапеза в Рождественский пост.
28 ноября у православных христиан начинается Рождественский пост, который завершится 7 января по новому стилю - в день Рождества Христова.
Празднику Рождества предшествует Рождественский пост. Он начинается 28 ноября. Заготовье (последний день, когда едят скоромную пищу) - 27 ноября - приходится на день святого апостола Филиппа, отсюда пост еще называетя Филипповским, Филипповками. Длится он шесть недель по 6 января включительно, сообщается на сайте www.eda-server.ru/trapeza/.
Рождественский пост значительно отличается от Великого. Он менее строг по уровню воздержания и напоминает Петровский пост. Если не случится никаког праздника, то в понедельник, среду и пятницу полагается растительная пища без постного масла, во вторник и четверг - с растительным маслом, а в субботу и воскресенье до 2 января к ним прибавляется рыба. Кроме того, рыба разрешается в большие праздники - Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), день святителя Николая Чудотворца (19 декабря), престольный праздник, на какой бы день недели он ни пришелся, а также в дни памяти некоторых святых - апостолов Матфея (29 ноября) и Андрея Первозванного (13 декабря), князя Александра Невског (6 декабря).
Рождественский пост называют иногда крупяным. Хозяйкой стола в это время является каша.
Каша является одним из древнейших блюд человечества. Существует мнение, что хлеб произошел от каши - густая, переваренная каша являлась прообразом пресной лепешки. Постепенно крупу для такой лепешки стали измельчать, и появилась мука, а вместе с ней - пресный хлеб.
На Руси каша была одним из главнейших блюд. Впрочем, кашей в Древней Руси называли не только крупяные блюда, а вообще все кушанья, сваренные из измельченных продуктов. В старинных источниках упоминаются хлебные каши, сваренные из сухарей, рыбные каши и т. п.
Кашу варили из пшена, овса, ячменя, гречи и других круп. Самой почитаемой в России кашей являлась гречневая.
Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. "Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды", - заповедует Святая Церковь.
Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от сознания того, что он постится. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство - средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.
Сущность поста выражена в следующей церковной песне: "Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, - напрасно утешаемся неядением: ибо - если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядушим".
С рецептами православной кулинарии можно ознакомиться на сайте
"Трапеза" (http://www.eda-server.ru/trapeza/).