18/02/05 День хлеба и соли.
18 февраля (5 февраля по старому стилю) Агафьин день - День хлеба и соли. В этот день древние словяне освящали каравай хлеба и солонку соли как символы домашнего очага и сберегали их в течение года как талисманы, охраняющие дом от несчастий: пожара, мора и т.д. В случае пожара соль бросали в пламя, а хлеб в сторону поля, куда хотели, чтобы "отвлекся" огонь. В случае болезни дом обносили хлебом и солью, а в случае мора домашних животных - надевали каравай коровам на рога, а солью посыпали сено. Только в последствии, когда первоночальное назначение употребления "хлеба и соли" как талисманов было постепенно забыто, стали выносить эти продукты, как самое священное, что есть в доме, навстречу знатным или почетным гостям. При этом, вплоть до конца XIX века, выносили именно сбереженный с Агафьиного дня "хлеб-соль", а не любой случайный или вновь испеченный каравай, как это делают в наши дни.
Этикетной формуле "хлеб да соль" приписывалось в прошлом магическое значение. Как писал Я. Рейтенфельс, если русские "кого застанут за едою, то они кричат ему священные слова: "хлеб да соль", каковым благочестивым изречением отгоняются, по их убеждению, злые духи".
В слваре славянской мифологие о хлебе говорится так: "хлеб - наиболее сакральный вид пищи , символ достатка , изобилия и материального благополучия. Осмысляется как дар Божий и одновременно как самостоятельное живое существо или даже образ самого божества. Требует к себе особо почтительного и почти религиозного отношения. В быту и в обрядах часто объединяется с солью".
В "Домострое" рекомендовалось напоить недруга и накормить его хлебом да солью, "ино вместо вражды дружба". Самый большой упрек, который можно сделать неблагодарному, это сказать: "Ты забыл мой хлеб да соль". «Хлебосольством» доныне называют радушие и щедрость, проявляемые при угощении гостя.