12/01/06 Старый Новый год.
Изменение даты начала Нового года на Руси и несогласие Русской Православной церкви, не пожелавшей перейти на Новый стиль, создали совершенно необычный и уникальный праздник - Старый Новый Год.
Для справки.
Юлианский календарь именуется так, поскольку был введен Юлием Цезарем. По решению Цезаря, в связи с тем, что солнечный год длится 365,25 дня. Для исправления погрешности и вводится раз в 4 года високосный год, когда в феврале 29 дней. Но поскольку пресловутая четверть дня оказалась все-таки не совсем четвертью, то появилась дополнительная погрешность, которая и стала накапливаться, пока не была обнаружена. Для ее исправления папа Григорий XIII провел реформу, создав одноименный календарь. Таким образом, вся Европа уже в 19 веке перешла на григорианское летоисчисление, удалив из календаря лишние 13 дней. Россия же перешла на новый календарь только с приходом советской власти. Декретом Совета Народных Комиссаров от 26 января 1918 г. после 31 января 1918 года шло уже не 1 февраля, а сразу 14-е.
К Старому же Новому году все уже изрядно устают от череды праздников, пора бы уж, кажется, успокоиться и отдохнуть. Ан нет! Любим мы Новый год и никак не хотим с ним расставаться. И елочки, как правило, до 14-го не убираем, даже если они были не искусственными, и уже посыпают все вокруг себя зеленым дождем.
Интересна сама психология памяти об этом "старом". То есть, вполне понятно, что многие россияне с удовольствием отмечают Католическое Рождество - потому что настроение уже вполне праздничное, а до Нового года еще целая неделя! Не секрет, что большинство взрослых россиян лишь Новый год и считают праздником, а все остальные спускают на тормозах. Кроме того, Католическое Рождество для нас это как бы репетиция Нового года, а Православное - чисто церковный праздник.
Помимо этого, 14 января (1января по старому стилю) — это Васильев день, весьма чтимый нашими предками,
праздник - авсень или - овсень. Что символизировал этот праздник, сказать трудно. Остался от него обряд - варение
каши.
Совершается этот обряд до рассвета. Старшая в доме из женщин ровно в два часа приносит из амбара крупы. Старший из мужчин приносит воду из реки или колодца. Крупа и вода стоят на столе до тех пор, пока не истопится печь, и до них никто не касается, так как это считается дурным признаком.
Когда приходит время затирать
кашу, вся семья садится за стол, а старшая женщина, размешивая
кашу, приговаривает: "Сеяли, растили гречу все лето; уродилась
каша греча и крупна и румяна; звали-позывали нашу гречу во Царьград побывать, на княжеский пир пировать; поехала греча во Царьград побывать со князьями, со боярами, с честным овсом, с золотым ячменем; ждали гречу, дожидали у каменных врат; встречали гречу князья и бояре, сажали гречу за дубовый стол пир пировать; приехала наша греча к нам гостевать".
После этого все вставали из-за стола, а хозяйка с поклоном ставила
кашу в печь. Когда
каша поспевала, вынимая ее из печи хозяйка приговаривала: "Милости просим к нам во двор со своим добром". Сразу осматривали - полон ли горшок. Если
каша вылезет из него - это предвещает беду всему дому. От треснувшего горшка хорошего ждать тоже не приходилось. После снятия пенки смотрели и на кашу - коли она красная, полная, будет счастье, и урожай, и талантливая дочь. Если же
каша мелкая да белая - быть беде. Хорошую кашу съедали на завтрак, плохую же вываливали в реку.
Встречайте новый год за праздничным столом! А
какие блюда были на столах наших прабабушек и бабушек, Вы узнаете на http://www.eda-server.ru/ng/